On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Новая страница 2

Други, приветствуем Вас на форуме РОДНОВЕРЫ ЗЕМЛИ НИЖЕГОРОДСКОЙ! Форум создан для родноверов Нижнего Новгорода и Нижегородской области, для людей кому небезразлична русская культура, вера и традиции. Для добавления сообщений регистрация обязательна!

Новая страница 2

Наш баннер

АвторСообщение





Сообщение: 96
Зарегистрирован: 19.04.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.07.09 21:04. Заголовок: Рубахи


Рубахи эпохи викингов.


Carolyn Priest-Dorman.

Перевод Браги Хольмгардсгоди.


Выбор модели.

Основные проблемы, которые стоят перед началом изготовления рубахи, следующие: какую ткань выбрать? требует ли эта ткань предварительной обработки? как выкроить детали? как должен выглядеть вырез ворота? какие использовать швы? как обработать эти швы? какую выбрать орнаментацию?

В целом, новая рубаха гораздо больше порадует владельца, если ответ на эти вопросы будет дан до того, как рубаха будет выкроена. В этой работе не обсуждаются предварительная обработка ткани и основы раскроя. Вопросы о характере ткани, обработке швов и расположению орнаментации затронуты частично: некоторые идеи по выбору материала и красителей, а также информация по выбору орнаментации. В основном статья посвящена выбору выкроек и форме ворота - именно эти параметры позволят сшить рубаху на эпоху викингов.

Терминология.

Часто употребляемый (на Западе - Б.Х.) термин туника не совсем адекватно описывает многочисленные одеяния разных типов, датируемых эпохой викингов (грубо говоря, 8-11 вв.). В дальнейшем употребляются следующие термины:
Нижняя рубаха или сорочка - в английском языке генеральный термин smock. Для мужской нижней рубахи употребляется термин shirt, для женской - chemise.
Верхняя рубаха - мужская короткая рубаха с длинными рукавами (англ. - tunic).
Платье - женская верняя одежда с длинными рукавами и подолом (англ. gown).
Куртка - мужская запашная одежда (англ. - jacket).
Пальто - мужская или женская одежда с застежкой (англ. - coat).

Рубахи эпохи викингов.

Все рекомендации, приводимые в этой статье опираются на исследования археологов, специалистов по тканям и историков костюма. Использовалась информация о находках со следующих археологических памятников: Торсбьёрг (Thorsbjerg (Шлезвиг-Голштейн, Германия)), эпоха переселения народов); Эвбю (Evebø (Норвегия)), пятый век; Бирка (Birka (Швеция)), 9-10 вв.; Бьеррингей (Bjerringhøj (Маммен, Дания)), 10 в.; Хедебю (Hedeby (Шлезвиг-Голштейн, Германия)), 10-11 вв.; Йорвик (Jorvík ("область датского права" в Англии)) и Дублин (Dublin (Ирландия)), 10-11 вв.; Виборг (Viborg (Дания)), 11 век.

Средиземноморский стиль "крестовидной" верхней рубахи - связанной или вырезанной из одного куска материи, как кажется не является характерным для Северной Европы. Существует предположение (Hald 1980, 338), что более холодный климат требует, чтобы одежда ближе прилегала к телу. Действительно, существуют свидетельства, что еще с эпохи бронзы в Северной Европе использовали более узкие одеяния, чем широкая "крестовидная" рубаха.

Рубаха из Торсберга - хорошо сохранившаяся верхняя рубаха, найденная в Шлезвиг-Голштейне в Торсбергском торфянике (Thorsbjerg), на датской территории эпохи викингов. Она датируется временем, предшествовавшим эпохе викингов, и приведена в качестве примера раннего покроя рубахи. Рубаха сшита из четырех кусков: передная и спинная части, сшитые в плечах и два рукава. Вырез на вороте отсутствует: просто оставлено отверстие для головы. На задней стороне каждого рукава, 7 см от плечевого шва, располагались складки, для большего прилегания в районе сшивания рукава и основной части рубахи. Каждый рукав сужался по направлению к кисти, но не из-за покроя рукава, но более узкого сшивания конца рукава. Рукав с узким манжетом был довольно длинным; визуальный эффект подобного рукава можно видеть на миниатюрах в манускриптах: небольшие складки, окружающие туго завязанное запястье. Согласно измерениям (Hald (1980, 339)), рубаха доходила до середины бедра человеку приблизительно 172-173 см ростом, а край отверстия ворота доходил до ключиц. Манжеты и подол рубахи были украшены тесьмой. Хотя это не упоминается в статьях, тесьма могла располагаться и по вырезу ворота.

Одежды ярла из погребения V века в Эвбю (Evebø) в Норвегии слишком фрагментарны, чтобы определить способ их изготовления. Эти остатки могут быть использованы, чтобы определить длину верхней рубахи, ее орнаментацию и комплекс костюма. In situ было найдено два шерстяных одеяния, одетых одно поверх другого. Красная нижняя рубаха была украшена богатой тесьмой на вороте, манжетах и подолу, причем рукава были с бронзовыми застежками. Длина рубахи доходила до колена. Верхняя рубаха была украшена иной тесьмой на вороте и серебряными застежками в неопределенном расположении (Magnus 1982, 68-69). Наличие серебряных застежек и богатая орнаментация нижней рубахи позволяют предположить, что верхняя одежда была неким подобием пальто, предназначенного для чисто декоративных целей; застежки могли скреплять его на груди.

Среди материалов раскопок в Бирке (9-10 вв.), нет одежд, сохранившихся полностью. Однако, фрагменты дают информацию о различных видах одежды, включая нижние и верхние рубахи и пальто. Найдено большое количество фрагментов полотняных нижних и шерстяных верхних рубах, шерстяных и полотняных пальто, а также одна, вероятно византийская полотняная длинная рубаха.

Конструктивные детали, общие для всех, включают переднюю и спинную части, вырезанные из одного куска материи, с круглым или круглым с разрезом отверстием ворота. Треугольные клинья добавлены для расширения подола во многих одеяниях. Уникальной находкой является женская плиссированная сорочка 10 в.; подобный вариант одежды не требовал клиньев для расширения. Также уникальной для Бирки является находка мужского "пальто для верховой езды", застегиваемого на груди несколькими литыми бронзовыми пуговицами от ворота до пояса; предполагается, что подобный стиль возник под влиянием ближневосточных одежд для верховой езды, при посредстве Византии и Руси.

Некоторые женские погребения содержат аналогичную верхнюю одежду, однако вместо бронзовых пуговиц она скреплялась фибулой, продетой через маленькие петли, пришитые к обеим сторонам в середине груди. Длина подобного женского одеяния неизвестна, однако, поскольку это теплая верхняя одежда, то она должна быть довольно длинной, и тогда требует более, чем одну застежку спереди.
Здесь приведены возможные варианты раскроя верхней рубахи и пальто.
Следует обратить внимание на линию перегиба ткани (пунктир) и разные варианты оформления отверстия ворота.

Находки 10 века из гавани Хедебю представляют довольно резкий контраст с материалами Бирки. Здесь найдены шерстяные фрагменты, которые демонстрируют криволинейные швы на соединении рукавов с основной частью рубахи, которая сшита из двух деталей со швами на плечах, а также овальные вырез ворота (Hagg 1984, 171). Существуют свидетельства узких рубах с разрезами по бокам, более удобных для нижней одежды, и более широких с клиньями, более удобных для верхних одеяний.

В Хедебю найдены также фрагменты короткой запашной 'куртки', датируемой рубежом 10-11 вв. Подобный фасон известен из более ранних погребений континентальных саксов и, как предполагается, имел военное или ритуальное значение (Owen-Crocker 1986, 114-115). Аналогичные одежды изображены на пластинах шлема из Саттон-Ху. Остатки подобной куртки из Хедебю сохранили окантовку, сделанную из "мохнатой ткани", окрашенной мареной. Подобная ткань изготавливалась путем вплетения нечесаной шерсти в ткань в процессе ее создания.

В Йорвике (совр.Йорк) было найдено несколько фрагментов, которые, как предполагается, принадлежали детской нижней рубахе/сорочке. Обнаружено два рукава, боковая деталь и фрагменты ластовицы (Walton 1989, 348).

Последняя в списке рубах эпохи викингов - полотняная нижняя рубаха, датируемая 11 в., найдена в Виборге (Viborg Søndersø, Дания). Несмотря на то, что часть фрагментов утеряна, фасон рубахи может быть реконструирован. Эта рубаха была с разрезами по бокам, которые обычно интерпретируются как показатель принадлежности к нижней одежде (Hägg 1984, 177). Необычным является наличие поясного шва на передней и спинной частях. Задняя часть подола этой рубахи слегка оборачивается непосредственно под поясом вокруг передней части подола. Каждый из рукавов выкроен из двух кусков и включает квадратные ластовицы.

Реконструкция рубахи представляет первый четко идентифицируемый вариант затяжного ворота с квадратным вырезом на эпоху викингов. Рубаха была двуслойной: передняя и спинная части были простеганы.

Приведенная деталь рубахи показывает способ простегивания и метод функционирования затяжного ворота. На внешней части рубахи был разрез с правой стороны выреза ворота, где слои ткани запахивались. Именно эта секция обеспечивала застегивание. Квадратный вырез ворота был сделан в передней части рубахи и обрамлен полосой ткани, которая становилась шнурком при затягивании ворота.

Выбор ткани.

Некоторые одеяния шились из льняного полотна, конопляного или крапивного полотна: нижние рубахи шились, в основном, из этих видов ткани, хотя есть и находки пальто. Большинство находок сделаны из ткани с полотняным переплетением (tabby weave), хотя в эпоху викингов использовались и иные варианты переплетения нитей. Ткани такого переплетения несложно найти и использовать для шитья нижних рубах или сорочек, платьев и легких пальто.

Шерстяные платья, верхние рубахи, "куртки", пальто и нижние рубахи непривилегированных классов (тех, кто не мог себе позволить льняных тканей) ткались чаще всего саржевым переплетением 2/2, хотя существуют несколько примеров ткани с саржевым переплетением "в елочку" (справа), с репсовым и полотняным переплетениями. В позднюю эпоху викингов (10-11 вв.) были широко распространены саржевые переплетения 2/1.

Шелковые ткани, использовавшиеся в эпоху викингов были, грубо говоря, двух типов: полотняного и шелкового (или самит) переплетения.

Без сомнения существовало значительное число рецептов красителей, которые ныне неизвестны. Однако, в эпоху викингов использовались следующие красители для ткани: красный из марены (или кермеса на импортных шелках), желтый из ракитника (или резеды), лиловый из лишайников (Rocella tinctoris), коричневый из ореховой скорлупы и даже черный, полученный, вероятно из смешения ореховой скорлупы и железа (Hägg 1984, 289). Передержка в красителе приводила к получению зеленого цвета, а также широкому выбору лиловых и фиолетовых. Существует определенная зависимость между использованием определенных цветов в различных регионах: красные чаще всего находят в "области датского права", лиловые - в Ирландии, а синие и зеленые - в собственно Скандинавии (Walton 1988, 18). Возможно, это отражает предпочтения цветов на определенных территориях. Шерсть естественной окраски (белая, серая, коричневая, черная) также известна по археологическим данным. Существуют свидетельства окраски вайдой и мареной льняных тканей, хотя большинство находок не окрашены, и, вероятно, были выбелены на солнце .

Выбор выкройки.

Существует несколько причин, чтобы выбрать тот или иной вариант раскроя. Один человек может выбрать подобный своей предыдущей рубахе, другой - исходя из необходимой аутентичности, т.е. времени и региона, третий - исходя из особенностей собственной фигуры. Впрочем, здесь есть достаточное количество информации, необходимой для любого варианта выбора.

Далее приводятся элементы раскроя, которые представляются общими для большинства, если не всех, одеяний эпохи викингов:
детали вырезаются с учетом направления нити основы. Это распространяется, в том числе на ластовицы, клинья и обрамляющие полосы;
везде, гле сохранились рукава, они сужаются по направлению к манжету.

Далее приводятся элементы раскроя, которые можно выбрать из нескольких вариантов эпохи викингов:
вырез ворота: круглый с разрезом (известен по материалам 9-10 вв из Швеции); круглый без выреза (известен по материалам 10-11 вв. из Дании); "овальный" (известен по материалам Дании эпохи переселения народов). Круглый с разрезом ворот бельше подходит для нижних рубах, поскольку позволяет застегнуть ворот близко к шее, в то время как круглый или "овальный" вырез лучше использовать на верхних рубахах.
боковые швы: прямые c разрезом, особенно на мужских нижних рубахах (известны из материалов Дании 10-11 вв.); прямые (известны из материалов Дании эпохи переселения народов); прямые с клиньями (известны по материалам Швеции 9-10 вв. и Дании 10-11 вв.). Женские сорочки и платья требуют клиньев для удобства при ходьбе. Мужские верхние рубахи могли шиться с клиньями для большего простора при верховой езде, а нижние рубахи могли иметь боковые разрезы для удобства передвижения.
рукав/пройма: прямой шов (известен по материалам Дании эпохи переселения народов); прямой или трапециевидный шов с ластовицей (известен по материалам "области датского права" 10 в. и Дании 11 в.); криволинейная (округлая) пройма с рукавом (известны по материалам Дании 10-11 в.). Люди с большим объемом груди (женщины или бойцы) обнаружат, что прямой шов неудобен, поскольку не обеспечивает достаточного простора.
конструкция плеч: передняя и спинная части соединены швами (известны по материалам Дании эпохи переселения народов, 10 и 11 вв.); передняя и спинная части выкраиваются из одного куска ткани (известны по материалам Швеции 9-10 вв.).

Некоторые советы.

Определитесь с конструкцией каждого элемента рубахи до того, как вырезать их. Если необходимо, сделайте выкройки из бумаги и помотрите как это будет выглядеть. Если делаются бумажные выкройки, то имеет смысл пометить каждую деталь и поставить дату: тогда будет можно в любой момент повторить, если получится удачно, или изменить, если готовое изделие плохо сидит.

Передняя и спинная части рубахи обычно удачны, если их ширина не меньше ширины плеч плюс допуски на швы. Клинья могут быть любой ширины, однако, если они слишком широки, то будут болтаться глубокими складками вместо того, чтобы лежать красиво.

Практически невозможно реконструировать длину рукава на основании имеющихся фрагментов. Однако, исходя из того, что рукава должны были туго облегать, наиболее вероятной представляется их длина до запястья. Иконографические материалы показывают, что верхние рубахи достигали середины бедра или, реже, колена. "Куртки" были, вероятно, длиной до талии, хотя "пальто" из Бирки предполагают значительную длину, вероятно, до икры или лодыжки. Женские платья могли доходить до лодыжки или, исходя из "фигурок валькирий" опускаться до земли. the train effect is very attractive in a Court setting.

Швы, обработка края и иные украшения.

Главное, что необходимо помнить при шитье рубахи эпохи викингов - викинги гораздо спокойнее относились к демонстрации шва на внешней стороне одежды, чем современные люди. Более того, некоторые швы делались нитью контрастирующего с тканью рубахи цвета, вероятно, для дополнительного украшения. Нередко швы украшались узкой полосой ткани или шнуром (около 1мм тощиной): ткань нашивалась на шов с внешней стороны.

Сшивание деталей рубахи вручную, безусловно, предпочтительнее, поскольку это обеспечивает достоверность облика и технологии.

Обработка краев ткани демонстрирует любопытную схожесть по всему скандинавскому миру. Если края были подрублены, то они чаще оставались не украшенными, хотя известны и противоположные примеры, как на верхней рубахе и Эвбю. Однако, большинство краев, в особенности на запястьях, запахе кафтанов и "курток" и вороте были орнаментированы полосами парчи. Шелковая парча производилась в Византии и обычно была многоцветной. Полосы, вырезаемые из парчи не всегда следовали орнаменту ткани. Вырезанные полосы очень часто использовались как окантовочная лента. Пожалуй, это единственный наиболее общий элемент в украшениях рубах эпохи викингов.

Существует несколько экземпляров вышивки эпохи викингов при украшении рубах. Мех соболя, куницы или белки также мог быть использован для окантовки и подбоя некоторых из одеяний Бирки. Однако более распространенной, чем мех или вышивка, была отделка металлизированной тесьмой. Тесьма использовалась непосредственно на верхних рубахах, платьях или другой верхней одежде или же нашивалась на полосы шелка. Обычная ширина тесьмы не превышала 1см, а сама тесьма состояла из яркого цвета основы и серебряного орнамента, хотя известны примеры использования золота и нескольких цветов основы. Уникальная форма орнамента обнаружена в Бирке: серебряные спиральки образуют орнамент на ткани. Часто подобный орнамент нашивался на шелковые полосы, а затем крепился к мужской верхней одежде или шапкам .

Одна из верхних рубах Бирки была декорирована длинными вертикальными полосами златотканой тесьмы (Hägg 1986, 69), что очень напоминает византийские клавии. Эта же рубаха была оторочена китайским шелком (Geijer 1983, 86), которому на момент использования уже было несколько сотен лет!

Комплексный костюм.

Традиционное знание гласит, что лучше одеть несколько тонких одеяний, чем надеяться, что более толстое согреет лучше. И мужчины, и женщины носили полотняные нижние рубахи/сорочки. Поверх нижней рубахи мужчина одевал верхнюю рубаху, а женщина - платье. Поверх платья женщины носили "передники". Мужчина мог одевать куртку или легкий плащ. Пальто могли носить как женщины, так и мужчины.

Правильные Тактика и Стратегия есть причина успеха любой Кампании.

...Я несу Тьму...
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 10 [только новые]







Сообщение: 98
Зарегистрирован: 19.04.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.07.09 21:19. Заголовок: Согласен, однако и с..


Согласен, однако и сейчас домоткань заказать можно. Были бы финансы.

Правильные Тактика и Стратегия есть причина успеха любой Кампании.

...Я несу Тьму...
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить





Сообщение: 99
Зарегистрирован: 19.04.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.07.09 21:25. Заголовок: Для этого её клиньям..


Для этого её клиньями то и расширяли. А сверху рукава добавляли нужное.

Правильные Тактика и Стратегия есть причина успеха любой Кампании.

...Я несу Тьму...
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить





Сообщение: 100
Зарегистрирован: 19.04.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.07.09 21:29. Заголовок: Это как один из вари..


Это как один из вариантов.

Правильные Тактика и Стратегия есть причина успеха любой Кампании.

...Я несу Тьму...
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить





Сообщение: 102
Зарегистрирован: 19.04.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.07.09 21:47. Заголовок: Ну это уже гораздо п..


Ну это уже гораздо позднее.

Правильные Тактика и Стратегия есть причина успеха любой Кампании.

...Я несу Тьму...
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить





Сообщение: 103
Зарегистрирован: 19.04.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.07.09 21:55. Заголовок: А как же штаны из Хэ..


А как же штаны из Хэдебю. Согласен на русь есть не всё и не везде но учитывая схожесть культур некоторых районов допустимо использовать их и на русь. Например на Новгород.


Правильные Тактика и Стратегия есть причина успеха любой Кампании.

...Я несу Тьму...
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить





Сообщение: 104
Зарегистрирован: 19.04.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.07.09 21:58. Заголовок: Именно это меня и ин..


Именно это меня и интересует .

Правильные Тактика и Стратегия есть причина успеха любой Кампании.

...Я несу Тьму...
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 52
Зарегистрирован: 25.05.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.07.09 13:45. Заголовок: Здравия. А вязанье ..


Здравия.

А вязанье было? Типа современных свитеров или жилетов?

Жм. р.,

Зар.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 43
Настроение: доброе
Зарегистрирован: 09.07.09
Откуда: Русь, нижний новгород
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.07.09 21:21. Заголовок: :sm38: и стирались ..


и стирались не машиной, а руками..

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 54
Зарегистрирован: 25.05.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.07.09 21:15. Заголовок: медведь пишет: и с..


медведь пишет:

 цитата:
и стирались не машиной, а руками..


И чего тут смешного? Я двадцать лет стирал белье руками, мылом, не помер. "Индезит" куплен всего лет семь назад.

Жм. р.,

Зар.



Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить





Сообщение: 112
Зарегистрирован: 19.04.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.07.09 16:11. Заголовок: Заречный я вот до си..


Заречный я вот до сих пор руками стираю))). Это последний пост не по теме. Прошу в ветке "Историческая реконструкция. Рукоделие. Ремесла" постить только в этом направлении. Заранее спасибо.

Правильные Тактика и Стратегия есть причина успеха любой Кампании.

...Я несу Тьму...
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Рейтинг Славянских Сайтов Агентство Русской Информации - АРИ Язычество славян Проект Ведическое Информационное Агентство Мидгард-ИНФО