О феномене марийского "язычества", природной вере народа мари, марийской
народной религии и еще добрый десяток названий для одного и того же
явления, заговорили с конца 80-х – начала 90-х годов прошлого столетия.
Тогда вдруг оказалось, что в самом центре России сохранился целый
народ, который фактически не только не принял ни одну из мировых
религий, а сохранил что-то своё, аутентичное. Я специально акцентирую
внимание на формальных и неформальных названиях корпуса религиозных
представлений марийцев, потому что основным вопросом и сейчас остается,
что же такое МТР?
http://www.mari-el.name/img2/chumbylat2.jpg За гуманизм и дело мира!
Сам факт того, что ничего на поверхности как бы и не видно, весьма
показателен. Вы можете много раз приезжать в Марий Эл или в иные места
компактного проживания марийцев, но вряд ли увидите хоть одну
религиозную практику или обряд. Многое в марийской культуре, как и у
других восточных финно-угорских народов, обращено вовнутрь человека. На
религиозной жизни марийца словно висит табличка “private”. Исключение в
этом смысле составляют лишь очень немногие.
Часть народов
России во второй половине 20 века начали "возрождать" национальные
религии. Марийцы одни из немногих оказались в несколько ином положении.
В марийской деревне, где тогда жило большинство марийцев в значительном
объеме сохранилось всё то, что сегодня стало называться МТР. А главное,
на уровне отдельных последователей народной религии она не только
сохранялась, консервировалась, но продолжала развиваться.
МТР сегодня – это с одной стороны масса живых локальных общинных
традиций – продолжающиеся моления в весенне-летний период, где каждое
моление уникально. Обычно моления производятся в священных рощах
(кусото). С другой стороны в последние годы появились люди, ратующие за
унификацию обрядов в рамках МТР и подчинению общей доктрине. Но, как
сказала мне специалист по МТР Галина Шкалина из Марийского
Государственного Университета – "Старшее поколение пока одерживает
верх", то есть локальное разнообразие берет верх над унификацией.
Впрочем, и здесь не всё так однозначно, как может показаться. Дело в
том, что до 1830 года существовали некая общая система молений,
включавшая в себя общенациональные моления марийцев на священной горе
героя Чумбылата (сейчас территория Кировской области). В 1830 году гора
была взорвана местными властями и с тех пор общенациональные моления
прекратились. Система стала распадаться, а советское время до 1943 года
марийцам и вовсе было запрещено ходить в кусото. Также, по сведениям
ученых, до революции существовала и иерархия картов.
Говоря
о проблеме многобожия нельзя не остановиться на свидетельствах еще 19
века, в которых сторонние наблюдатели указывают, что марийцы молятся
верховному богу Поро Ош Кугу Юмо (Великий Белый Бог). Уже в то время
наблюдается отход классического многобожия, пантеон богов имел вид
пирамиды.
Шкалина выделяет несколько характерных черт МТР.
Гуманитарная практика – в молениях желают добра не только себе, но и
соседям, другим народам. Экологическое сознание – мир гармоничен,
человек должен соответствовать ему через обряды и молитвы. Плюс,
сосредоточенность на этических проблемах.
Тоже является частью Вселенной.
Мне удалось побывать на частной встрече верховного карта (служителя)
МТР в Марий Эл Александра Таныгина с молодыми людьми. Во время встречи
карт рассказывал, как он понимает содержательное наполнение МТР, а
также отвечал на вопросы молодежи. По мысли Таныгина Бог – это
Вселенная. Всё есть Бог, а человек – часть Бога. Похоже, перед нами
некая теистическая концепция. Встречал я и пантеистические объяснения
доктрины МТР.
Марийский парень, переводивший мне выступление
карта даже привел строчку из популярной песни как иллюстрацию: "Всё,
что сейчас происходит во мне, тоже является частью Вселенной". Бог
проявляется через святых, героев. Процесс формирования пантеона святых
и героев продолжается и сейчас. Так, многие религиозные деятели МТР
сегодня согласны между собой, что со временем статус героев, а по
прошествии определенного времени, и статуса святых могут достичь
отцы-основатели марийской автономии после 1917 года, а также
марийцы-герои Второй Мировой войны.
Одним из святых МТР
является … Иисус Христос. В отношении православия МТР применило
излюбленную финно-уграми технологию адаптации новаций в духовной сфере.
Чужие святые и боги постепенно впитывались марийской религией,
переваривались и приближались к местным реалиям. Приверженцы МТР, не
признающие Христа, христианских святых и обряда крещения обычно
называют себя чимари ("чистые, светлые марийцы"), а те, кто признают –
"двоеверами".
В классификации Таныгина МТР складывается из
приверженцов: чимари, марла вера (крещеные, двоеверы – таких сегодня
среди марийцев большинство), рушла вера ("русская вера", то есть
православные марийцы), кугу сорта ("великая свеча" – последователи
гуманистического течения МТР, всего несколько общин). Надо отметить,
что последователи кугу сорта плохо контактируют с остальными, не
интегрируются в марийское общество конфессионально.
Таким
образом, ведущие служители МТР провозглашают ее всемирной универсальной
религией, где христианство является только ее частью. Интересно, что
ислам не трактуется частью МТР, но никаких негативных высказываний в
адрес ислама со стороны марийцев я никогда не слышал. Правда, пока
карты трактуют свою веру как веру исключительно национальную, только
для марийцев.
Среди вопросов, заданных молодыми людьми на
встрече, я хотел бы выделить одну ситуацию. Студент – мариец, учащийся
в столице республике Йошкар-Оле рассказал, что в его отсутствие "поп
для чего-то крестил его родителей в деревне". Он не хотел креститься и
спрашивал у карта, что ему теперь делать. Ответ карта был крайне
интересен. Он сказал, что оснований для беспокойства нет. Если его
родители хотят верить еще и в Христа, пускай верят, он же святой. А
парень может оставаться чимари, ведь, вся его семья всё равно остались
приверженцами МТР. Единственное, что по мнению карта, все же не стоило
делать его родителям, так это участвовать в православных обрядах.
Сейчас невозможно понять, способствовало ли соседство с православным
населением эволюции МТР от многобожия к теизму. К тому же в советское
время на марийской земле православная традиция, исключая
немногочисленное старообрядчество (в основном, федосеевского
беспоповского согласия), не оказалась жизнеспособной в условиях гонений
властей. Соответственно, эволюция МТР уже много лет проходит без
участия православия. И лишь последние десять лет православная вера
стало активно присутствовать на марийской земле.
Правда,
нынешний епископ Йошкаролинский и Марийский Иоанн считается весьма
умеренным, хорошим политиком, не позволяющим себе в открытую выступать
против традиционной религии марийцев. К тому же Патриарх Алексий II в
1993 году заявил по поводу Марий Эл, что "мы должны уважать традиции
марийцев".
В личных беседах со мной многие приверженцы МТР
высказывали ряд претензий в адрес РПЦ. Специально заострять на этом
внимание я не хочу, но могу сказать, что последователи МТР весьма
критически настроены по отношению к деятельности РПЦ на территориях
проживания марийцев.
Мы – религия будущего!
Говоря о перспективах МТР следует отметить слабые внешние адаптационные
механизмы этой религии к городским условиям. МТР до сих пор остается
религией деревни, родового поселения. "Чувствовать силу природы,
которую получаешь через общение с ней", как сказала мне одна из
активисток МТР, легче в деревне. Однако, во всякой слабости есть своя
сила. Наиболее продвинутые последователи МТР заявляют, что их религия –
религия будущего. Люди в развитых странах осознают важность жизни в
гармонии с природой. Марийцы же знают, как это делается на практике.
С начала 90-ых годов в республике и других местах компактного
расселения марийцев стали возникать различные организационные структуры
МТР. Некоторое время наблюдалось острое соперничество различных картов,
предлагавшими разные трактовки для ряда положений МТР. И сегодня не
имеется некоей общей структуры для МТР. Создание такой структуры только
декларируется марийским национальным движением "Марий Ушем".
МТР долго шла к официальному признанию. Уже несколько лет медленно идет
процесс легитимизации общин МТР. В настоящее время уже две общины МТР
прошли регистрацию как юридические лица. Так Сернурская община
(Сернурский район Марий Эл) была зарегистрирована еще 26 июля 2004
года. В 2005 году ожидается регистрация третьей общины, после чего
согласно законодательству будет подана заявка на общереспубликанскую
регистрацию. В то же время в Башкортостане несколько общин религиозных
общин чимари тоже имеют регистрацию.
Конечно, в одной статье
нельзя объять необъятного и все же, подводя итог, я думаю, что МТР
имеет шансы состоятся как национальная религия марийцев.
Александр Трифонов
http://blogs.mail.ru/mail/nashkonek