Этнографическое обозрение. 1993. № 4.
ИНИЦИАЦИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
(попытка реконструкции)
В. Г. Балушок
Материал взят с сайта
http://boyaring.narod.ru/ Инициационные обряды - и первобытности, и позднейших эпох - давно уже
являются объектом исследования этнографов. Формы этих обрядов и значение
их отдельных компонентов изучались главным образом на примере
внеевропейских культур. В меньшей степени в поле зрения ученых оказывались
инициационные ритуалы европейских народов древности [1]. Обращались
исследователи, как отечественные так и зарубежные, и к древнеславянским
инициациям [2], но проблема их реконструкции пока еще далека от решения.
В статье предпринята попытка реконструкции древнеславянских юношеских
инициаций архаической эпохи [3]. Источниками при этом служат: 1) данные
этнографии, в том числе о поздних инициациях у славянских народов,
сохранившие реликты древних ритуалов, и 2) фольклорные материалы, в
частности волшебные сказки, отразившие древние инициации (так называемые
"инициационные" сказки) [4], легенды, эпические произведения. Известно,
что в древности инициации индоевропейских народов, в том числе и славян,
включали ритуальное перерождение инициируемых в волков. Это нашло
отражение в фольклоре, где оборотничество связано с древним мифом, из
которого этот мотив перешел в легенды, былины и сказки "без существенных
изменений" [5]. Так, в древнерусском эпосе, который представлен в "Слове о
полку Игореве" и в былине о Волхе Всеславьевиче, присутствует
древнеславянский миф об оборотне, сопряженный с культом волка и обрядами
инициаций. Этот миф позднее был отнесен к конкретным историческим лицам,
таким, как Всеслав Полоцкий на Руси и сербский князь Вук Гругрович [6]. В
широко распространенных среди славянских народов легендах об оборотнях [7]
не только отражены инициационные ритуалы, но, как показывают исследования,
содержатся и определенные сведения о них [8]. Привлекаются также
сравнительные данные по инициационным обрядам других индоевропейских
народов.
Всякая инициация, как известно, структурно делится на три фазы: 1)
выделение индивида из коллектива; 2) пограничный период; 3) реинкорпорация
в коллектив [9]. На первой фазе инициации юношей доставляли на место, где
они должны были проходить посвятительные ритуалы. Это событие на
материалах восточнославянских волшебных сказок подробно рассмотрел В. Я.
Пропп [10]. Он определяет, что лагерь, где совершается посвящение,
находится в лесу. Легенды об оборотнях тоже, как правило, местом, где
живут превращенные в волков, называют лес, реже поле [11]. Проведение
инициации за пределами своей территории, особенно в лесу, является
характерной чертой этого обряда у многих народов. Инициация, как известно,
предполагает определенную мифологическую интерпретацию пространства, в
частности, выход за пределы своей территории приравнивался к смерти, а
нахождение в таком священном лесу воспринималось как пребывание на "том"
свете [1]2. Отсюда большая роль, которая отводилась в восточнославянской
инициации божествам потустороннего мира. Отражением одного из таких
божеств в сказке является Яга. По мнению немецкой исследовательницы Р.
Бекер, специально изучавшей данный вопрос, образ Яги восходит к
древнеславянской языческой богине Мокоши. Среди ее функций были
определение судьбы человека и владычество над миром мертвых [13]. В
реальной жизни молодых людей по прибытии в лагерь инициации встречали,
по-видимому, жрицы этой богини. В большинстве "инициационных" сказок Яга
(иногда ведьма) выступает одним из главных действующих лиц, проводящих
инициацию. В легендах об оборотнях-вовкулаках превращение людей в волков
очень часто, если не в большинстве случаев, осуществляют тоже женские
персонажи - ведьма, колдунья и т. п. [14]. Это позволяет интерпретировать
сказочную Ягу (ведьму) и как жрицу Мокоши в обряде инициации [15]. Но
женщины-жрицы проводили только начальный этап инициации, в частности
встречали инициируемых в лесу. В дальнейшем их роль переходит к
жрецам-мужчинам, так же как и роль женской богини - к мужскому божеству
(см. ниже).
В лесном лагере посвящаемые переживали ритуальную смерть. Это главная
черта второй, так называемой лиминальной (от лат. limen - порог) фазы
инициаци [16]. Из материалов восточнославянских сказок видно, что имело
место не просто символическое умерщвление инициируемого, но и
проглатывание чудовищем [17]. Для лиминальной фазы были характерны также
физические испытания посвящаемых - нанесение им болезненных ударов, ран,
голодание, всяческое их унижение. Жалкое состояние инициируемых отражалось
в их внешнем виде и одежде. Об этом свидетельствует анализ не только
сказочного материала, но и позднейших этнографических данных. Так, во
время инициаций в молодежных объединениях украинцев, поляков, чехов,
словаков, существовавших вплоть до рубежа XIX-XX вв., молодых парней
подвергали всяческому осмеянию и издевательству. Их били, брили деревянной
бритвой, причиняя боль, поднимали вверх за волосы, заставляли залезать на
столб и кукарекать, "плава